Ярославский религиоведческий
информационно-консультационный центр

во имя святителя Димитрия Ростовского
Центр осуществляет свою деятельность
по благословению Митрополита
Ярославского и Ростовского Пантелеймона

Телефон:(4852)68-06-62

E-mail:

Прием ведется по адресу:
ул.Кооперативная, 2

Сегодня

«Пост не заповедь»? Публичный вопрос на публичную проповедь.

На днях прочитал на сайте Дневники священника-строителя проповедь отца Вячеслава Нефедова «Место поста в жизни христианина».

Фото с сайта http://отец-нефедов.рф

Для тех, кому не хочется переходить по ссылкам, привожу весь текст без изменений.

-------

«Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие,
но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
Ради пищи не разрушай де́ла Божия». (Рим.14:15-20)

Одна из актуальных «бытовых» проблем христиан - упражнения в посте. Первое преткновение, с которым сталкиваются как только пришедшие в Церковь христиане, но и «бывалые» прихожане - восприятие поста как заповеди. И это заблуждение.

Во-первых, постовая практика, принятая у нас сейчас, складывалась постепенно. Так постились не всегда и не все, а значит пост в жизни христианина - явление субъективное, в отличии от заповедей. Другими словами, блуд - всегда был грехом, и заповедь «не прелюбодействуй» была обязательна для всех и всегда. А вот правила поста не только менялись в разные времена, но и отличаются даже по отношению к каждому отдельному человеку. Поэтому пост - не заповедь.

Во-вторых, среди самых разных заповедей Нового Завета, которые прямо связаны с вечной жизнью (напр., Ин.6:53, 1Кор.6:9-10 и т.п.), я не встречал заповеди о посте. То есть пост не рассматривается как всенепременное условие достижения Царства Небесного. Это также подчеркивает субъективную природу поста.

Второе неизбежное преткновение, вытекающее из первого, это чрезмерная актуализация поста. Пост не просто нужно соблюдать, но (не)соблюдение поста является одним из главных мерил христианской жизни. Для кого-то это становится препятствием к церковной жизни: «Я не буду ходить в храм, потому что не пощусь». Исходя из этого же посыла, одним из первых атрибутов христианской жизни, которому «обучают» «бывалые» неофитов, это пост.

В этом смысле крайне полезно обратить внимание на слова ап. Павла, написанные для римской общины. В чем Царство Божие? Не в посте («не пища и питие»), а в праведности, в мире и радости во Святом Духе. Как угодить Богу? Служить Ему праведностью, миром и радостью. Могут ли христиан хвалить атеисты? Да, если служить Богу праведностью, миром и радостью. Так чему же мы, христиане, станем учиться? Тому, что приводит к миру и взаимному назиданию.

А что же пост? Пост - это отличное аскетическое упражнение, весьма полезное для тех, кто ведет духовную жизнь. Но если твоя постная практика омрачает праведность, мир и радость, вспомни слова ап. Павла: «Ради пищи не разрушай де́ла Божия».

------- 
конец цитаты

Сразу хочу остановиться на приведенных о. Вячеславом словах из послания апостола Павла к римлянам (Рим.14:15-20). Казалось бы, прав он утверждая этой цитатой из Писания, что не «пища и питие» ведут человека в Царство Божие, а значит не важно, постится или не постится христианин на пути к вечной жизни.

Но предлагаю посмотреть, по какой причине апостол Павел обращаясь к римской церкви говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Дело в том, что в апостольские времена, принявшие Христа язычники и иудеи, находились перед дилеммой: может ли христианин пить вино, есть свинину или вообще мясо, или можно есть только растительную пищу?

Значительная часть проживавших в Риме христиан из язычников, пользуясь отсутствием в христианстве запретов относительно «чистой» или «нечистой» пищи, вкушали всякую пищу и питие. Уверовавшие во Христа иудеи «по привычке» продолжали считать некоторые виды пищи нечистыми и боялись оскверниться.

Апостол Павел, призывая оставить разногласия во взглядах об употреблении пищи, учит, что к немощному в вере нужно относиться снисходительно: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.» (Рим.14:1-3). Господу не важно, что ест или не ест человек. Важно, что делать он это должен для Господа: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.» (Рим.14:6).

Святой Иоанн Златоуст учит нас: «…сущность не во временных делах (есть или не есть), спрашивается только, для Бога ли делает тот и другой, благодарением ли оканчивают оба? Ведь и тот, и другой благодарят Бога. А если благодарят оба, то различие не велико».

Но если не о посте говорится в 14 главе апостольского послания к римлянам, тогда почему свое утверждение «пост не заповедь», о. Вячеслав аргументирует словами (Рим.14:15-17): «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе»? Дело в том, что о. Вячеслав, стараясь подтвердить свое мнение о посте, вероятно случайно выбрал нужные ему апостольские слова, без учета контекста всей 14 главы. Вот как на самом деле выглядит полная цитата (Рим.14:15,16): «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе».

Блаженный Феофилакт Болгарский так поясняет нам эти стихи Писания: «Здесь обращает речь к совершенному, поучая: хотя бы снеди тысячекратно не были нечисты по природе, однако тебе надлежало воздерживаться от свиного мяса, чтобы не огорчился соблазняющийся брат твой, если только хочешь ты сохранить любовь. Ты, говорит, спором о пище губишь и развращаешь брата, который так ценен в очах Христа, что Он умер за него. Ибо тот, замечая, что ты ешь свиное мясо в противность ему, становится упорнее и потому, опасаясь, чтобы не отпасть от Христа, всецело привязывается наконец к закону. То есть ты имеешь совершенство в вере (ибо оное назвал словом «доброе»). Посему не злоупотребляй совершенством своим и не подавай повода хулить его. Ибо если ты, будучи совершенным, губишь несовершенного, то подал повод хулить благо, которое имеешь. Но ты понимаешь, что и учение наше благо, и что оно не желает подвергаться хуле со стороны неверных, когда они видят расколы и соблазны касательно пищи».

Профессор Лопухин А.П., в «Толковании на Послание Святого Апостола Павла к Римлянам», писал: «Огорчается». Это огорчение мог почувствовать немощный, присутствуя, напр., на трапезе сильного. Тут подавалось мясо, которого он, по своему убеждению, не мог вкушать, и это уже выводило его из душевного равновесия. Но мало этого. Над ним его сотрапезники могли шутить, как бы побуждая его нарушить свой зарок, – и это еще более огорчало его. «Не губи». Погибнуть немощный мог в том случае, когда, стесняясь своею воздержанностью, взял бы себе кусок мяса. Впоследствии, придя домой, он стал бы осуждать себя за это, и неизвестно, к каким гибельным последствиям привели бы его терзания совести…».

Не останавливаясь на 17-19 стихах 14 главы послания апостола Павла к римлянам, предлагаю рассмотреть использованную о. Вячеславом для доказательства утверждения «пост не заповедь»  цитату 20 стиха: «Ради пищи не разрушай дела Божия». В данном случае, как и с цитатой 15 стиха, о. Вячеслав, вероятно случайно, испоьзует только тот текст, который подходит к его утверждению, как бы не заметив второго предложения в этом стихе: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн».

Или прав о. Вячеслав в том, что пост «в жизни христианина - явление субъективное», что «восприятие поста как заповеди…. это заблуждение»?  Действительно ли «пост не заповедь»?

Для ответа на эти вопросы откроем Ветхий Завет. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16-17). Разве это не свидетельство заповеди Господа о посте, данная людям еще в раю?

«Творец был благ, Он сотворил человека свободным, как свободному дал ему заповедь. Знал Он, что тот вкусит от древа, но не помешал ему, не принуждал его, не насиловал его свободной воли: Адам сам согрешил. Ради дерева дорогим было и то место, где была эта драгоценность. (Адам) не был создан злым, но зло был оскорблен его непослушанием Тот, Кто дал ему заповедь. Но если вкушение плода погубило заповедь, то вместе с заповедью призывается пост – и спасает. (Святитель Иоанн Златоуст. О посте. Слово второе).

В ветхозаветные времена важные дела праведники предваряли постом, например: Исх.24:18; 34:28; Суд.20:26; 1Цар.7:6; 2Цар.3:35; 2Ездр.8:49-50 и др.

«Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание» (Иоил.2:15).

«Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью... лучше, ... нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет, и ... очищает всякий грех» (Тов.12:8-9).

«Это были образы для нас» (1Кор.10:6). «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11).

И Новом Завете заповедуется нам соблюдение поста.

Разве не постился Господь наш Иисус Христос? «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф.4:1,2).

Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом событии: «Постом началась проповедь Нового Завета, от поста получила начало. Спаситель, крестившись ради нас и удалившись в пустыню, прежде всего постится и таким образом полагает начало знамениям – не потому, чтобы сам нуждался в посте, но чтобы нас научить пользо­ваться постом. Итак, если Ветхий Завет открывается постом и постом полагается основание новому, то и мы да не осмелимся счесть пост злом».

Сам Господь определил соблюдать пост после Его Вознесения: «Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Разве это не заповедь?

Вот Господь учит, как надлежит себя вести во время поста: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6:16).

Объясняя ученикам, почему они не смогли изгнать беса из беснующего отрока, Господь говорит: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21), «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29). Здесь Господь прямо указывает нам, что сила бесовская изгоняется благодатью поста. Разве это не заповедь Господа о посте, как об оружии против бесов? «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:11,12).

Постился и Иоанн Предтеча (Мф.11:18), и апостолы (Деян.9:9; 13:2-3; 14:23).

Не все слова Христа вместили книги Нового Завета, но дошли они до нас через апостольское предание и учение Церкви. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2) «Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса» (1Сол.4:2).

Разве апостол Павел не учит нас поститься? «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1Кор.7:5). «…но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах…» (2Кор.6:4,5).

Через пост христиане служат Господу: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:36-37).

Думаю, о. Вячеслав согласится со мной, что Церковь Христова, которая «есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:23), «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), действуя через Вселенские и Поместные Соборы, архиереев и учителей, полновластна устанавливать церковные законы. Ведь не все законы, по которым живут христиане от апостольских времен и поныне, прописаны в Библии.

Дидахе:
- глава 1 «Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь и за гонящих вас, ибо какая (вам за то) благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага»;
- глава 7 «А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня»;
- глава 8 «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:17). «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2Сол.3:14).

Правило 69 Святых Апостолов:
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

Отец Вячеслав, скажите, разве Церковь и Отцы не учат нас, что пост - это заповедь Божия? Для Вас лично, «Пост – это отличное аскетическое упражнение, весьма полезное для тех, кто ведет духовную жизнь»?

Святитель Василий Великий. Беседа 1. О посте 1-я:
«Пост – дар древний, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения закона? Пост старше и закона. Если подождешь немного, то уверишься в истине сказанного. Не думай, что день очищения, установленный для Израиля «в месяц седьмый, в десятый день месяца» (Лев. 16, 29), есть начало поста. Углубись в историю и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностию почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа..., еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2, 17). А сие: «не снесте» – есть узаконение поста и воздержания».

 

A.Pavlovich

Обсудить материал можно на форуме ЯрИКЦ.

+4 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос
Теги: пост, аскетическая практика
Просмотров: 32

Мы в Youtube