Ярославский религиоведческий
информационно-консультационный центр

во имя святителя Димитрия Ростовского
Центр осуществляет свою деятельность
по благословению Митрополита
Ярославского и Ростовского Пантелеймона

Телефон:(4852)68-06-62

E-mail:

Прием ведется по адресу:
ул.Кооперативная, 2

Сегодня

«Для таких людей даже соблюдение правил дорожного движения - ширк, многобожие...»

Различия взглядов и разногласия между людьми являются естественными. Это психологическая, историческая, религиозная и социологическая реальность. Каждая религия, философия и идеология, так или иначе, отражают данную реальность. Мазхабы или течения, возникшие в истории ислама, отражают не различия в религии, а различия в подходе. Разделение на секты и мазхабы случалось в истории любой религии, и это явление не имеет отношения к самой религии. Однако именно на этих различиях и играют приверженцы радикальных деструктивных культов, вне зависимости от их направленности.

О том, откуда возникли мазхабы или течения, как люди становятся радикалами, какие существуют классификации фундаментальных исламистских групп и в чем суть их учений в рамках цикла лекций рассказал Дамир хазрат Шагавиев, доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения ИМОИиВ КФУ в рамках курсов по противодействию вербовке, организованными Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования.

- Иман – для последователей ханафитского мазхаба есть подтверждение веры сердцем и признание языком. Это суть веры. Шафииты добавляют сюда и действие нашими органами. Здесь уже речь идет о полноте веры. То есть для суннитов, придерживающихся ханафитского мазхаба, характерно разделение сути веры и полноты веры.

Действия влияют на полноту веры, но не на ее суть.

Согласно трактовке шафиитских источников, тот, кто оставил деяния – грешник, а Сунну – еретик, заблудший. Таким образом, суть веры есть величина постоянная, не подвергающаяся воздействию, в отличие от полноты веры, которая и выражается в деяниях.

Если же говорить о хариджитах и мухтазилитах, то, по их мнение, деяние выводит из ислама, то есть деяние – критерий наличия веры. А у муриджитов понятия «полнота веры» и «деяния» - вещи друг от друга независимые: одно не может влиять на другое.

Зачастую камнем преткновения последователей Ислама становится понимание аятов и хадисов.

- «Между человеком и неверием стоит молитва» (неверие – отрицание молитвы, таким образом, тот, кто не читает намаз является неверным). Однако в арабском языке «куфр» означает «грех». Здесь молодежь берет на себя функции уголовного наказание, что может делать лишь государство. Человек может только предупредить.

Еще один хадис, зачастую трактуемый приверженцами радикально настроенных организаций, - «Мне было приказано сражаться с людьми (то есть мекканскими многобожниками, курайшитами), пока они не засвидетельствуют, что нет божества, помимо Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха» (хадис передали Муслим, Аль-Бухари).

- Нет слова «убивать». Употребляется местоимение «мне», а не «вам». Чтобы не делать таких грубых ошибок, важно знать Сиру Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Как отметил лектор, зачастую слабое мнение используется для разрешения запутанных ситуаций.

Если говорить о запрещенности существующих исламский течений и групп, то существует классификация фундаментальных исламистских групп (речь идет о политическом исламе).

  1. Комплексные джамааты (ихван).
  2. Революционные/джихадисты (аль-джихад, аль-джамаа аль-исламиййа).
  3. Миссионерские/пропагандисты (джамаат ат-таблиг, саляфиййа).

Согласно Виталию Наумкину, научному руководителю Института Востоковедения РАН, существует еще одна классификация исламистских групп.

  1. Политический – завоевание политической власти, одобрение концепции национального государства, действие в рамках конституций, избегания насилия, реформистская доктрина.
  2. Джихадистский – борьба против своих режимов, борьба за возвращение оккупированных территорий или находящихся под управлением не-мусульман, противостояние Западу.
  3. Миссионерский – оберегания мусульманской идентичности, веры и морали от влияния «сил неверия».

Есть также классификация Мухаммада Абу Руммаи: традиционные, реформаторские и джихадистские группы.

А Ясим Кадхи делит течения следующим образом:

  1. Саудийское саляфитское движение.
  2. Иорадния – шейх Албани, антимазхабисты.
  3. Сахва.
  4. Мадхалиты.
  5. Египет – аль-Албани.
  6. Такфириты.
  7. Джихадисты, сторонники аль-Каиды.

По мнению ваххабитов, мусульмане стали мушриками.

- Однако, они забывают или не считают достоверным хадис, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не боялся, что после него станут многобожниками, - говорит лектор. - Как утверждают крайние ваххабиты (саляфиты-джихадисты), каждый мусульманин должен сегодня вести «джихад». Умеренные и крайние представители ваххабизма расходятся в вопросах джихада и в обвинениях в неверии.

Крайние ваххабиты уверены, что вся существующая власть может и должна принадлежать только Всевышнему. Для них соблюдение элементарных правил дорожного движения – ширк (многобожие).

Особую роль в развитии этого течения сыграл идеолог «Братьев мусульман» [запрещенная в РФ террористическая организация] Сайид Кутб, который говорил: «Кто судит не по Корану, даже в одном вопросе, тот отрицает Божественность Аллаха и присваивает Божественность себе».

- Стоит отметить, что у нас крайние ваххабиты находятся вне закона, - обратил внимание Дамир Шагавиев.

Существует довольно четкая схема действия джихадистов: хиджра (переселение) – джамаат (создание/присоединение к существующей группе) – джихад.

Радикальных исламистских групп/течений на сегодняшний день немало. Причем у каждой из них есть свои наставники, своя идеология. Зачастую они воюют между собой не только за территорию, но и за каждого своего сторонника.

Источник.

0 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос
Теги: секты в исламе, террор, ваххабизм

Мы в Youtube